Евгеника

Учение о путях улучшения наследственных свойств человека и предупреждении их возможных ухудшении, об условиях и методах влияния на совершенствование этих свойств названо евгеникой. Впервые термин «евгеника» предложил в 1883 г. английский биолог Ф. Гальтон в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия». Он, а затем и ряд других генетиков высказывали мнение о биологическом вырождении человечества. Они объясняли это накоплением мутаций и отсутствием в цивилизованном обществе естественного отбора. Из-за отсутствия борьбы за существование и, следовательно, естественного отбора возникает возможность выживания малоприспособленных особей. Человек, таким образом, якобы идет к биологической гибели.

Эти рассуждения кажутся на первый взгляд логичными. В самом деле, развитие медицины, санитарно-гигиенические мероприятия, улучшение условий жизни устраняют необходимость отбора у человека. Здравоохранение дает возможность выжить больным, отягощенным наследственными повреждениями. Оставляя потомство, такие люди распространяют вредные мутации в генофонде человека. Гальтон считал, что талант - наследственный дар природы, а разная наследственная одаренность обусловливает генетические различия классов и рас людей. Это представление было положено в основу социал-дарвинизма и расовой теории.

Таким образом, хотя ученые ставили перед евгеникой гуманные цели, ею нередко прикрывались реакционеры и расисты, которые основывались на ложных представлениях о мнимой неполноценности отдельных рас, народов и социальных групп. Опираясь на националистические и классовые предрассудки, они оправдывали расовую и классовую дискриминацию.

Многочисленные попытки доказать наследование интеллектуальных различий оказались безуспешными. Так и не удалось научно обосновать факт, что уровень интеллекта передается от родителей к детям.

Канадские ученые С. Рид и С. Рид изучали проблему умственной отсталости у различных людей в США. Они выявили 6 млн детей, страдающих олигофренией (врожденным слабоумием). У большинства из них один из родителей или родственников был умственно отсталым. Дефективные дети рождались в 23,8% случаев. Эта патология связана с изменениями в мозгу человека, ведущими к нарушению его функции. Главная причина врожденной умственной отсталости - передача по наследству не генов умственной неполноценности, а генов, которые вызывают нарушение структуры мозга. Проявляется наследственная патология.

Евгеника - предмет острой идеологической борьбы. Некоторые ученые считают, что само это понятие несовместимо с научным мировоззрением. Другие исходят из возможности использовать ее в генетике человека, антропо- и медицинской генетике.

Рассматривая действие социального отбора и случайное распределение мутаций, некоторые буржуазные генетики доказывают, что человечество делится на группы генетически ценных и неполноценных людей. По их мнению, высшие классы обладают более ценными генами. Высказывается необходимость преимущественного размножения групп людей с такими генами.

С другой стороны, выдвигаются положения о неполноценности человека по своей природе. Человек якобы живет в среде, которая создана его лучшими представителями. Большинство же людей еще не готово жить в современном обществе. В подтверждение приводится надуманная мысль о существовании у человека оставшихся от животных «генов агрессивности», вызывающих нарушение социальной гармонии. Полезные на начальном этапе становления человечества, теперь эти черты носят опасный характер.

Все эти рассуждения сводятся к якобы грозящей человечеству гибели в ближайшем будущем. Утверждается, будто в этих условиях только генетика способна взять на себя «роль эволюции» и кардинально исправить наследственность. Делаются выводы о необходимости создания биологическим путем нового, гуманного человека. Обществу будто бы нужны специализированные расы людей - творческих (ученые, писатели, художники), рабочих разных профессий, крестьян, людей для работы в экстремальных условиях.

Высказывания о генетической переделке человека весьма опасны. Такой путь может привести к превращению людей в опытное стадо для проведения по сути невежественных экспериментов: современная наука не располагает сведениями о связи генетических различий людей с их духовными свойствами. Метода целенаправленного изменения человечества не существует. Всякое вторжение в биологическую природу человека чревато опасностью разрушения его основ. Попытки проведения программ по улучшению человека уже предпринимались в США и Германии и перерастали в античеловеческие акции. Предлагались разные пути - от «гуманистической» евгеники, предполагающей добровольное участие людей в генетических приемах изменения наследственности их потомства, до насильственных мер. Это приводило бы к стерилизации нежелательных людей, к истреблению целых наций. Уничтожение людей с плохими генами было поставлено в фашистской Германии в ранг государственной политики. Евгеника была заменена так называемой расовой гигиеной и узаконенным геноцидом. Нацисты заявляли о мистерии крови, направленной на обеспечение существования только одной - «высшей» - арийской расы.

На современном этапе знаний методы переделки наследственности человека сторонники этой концепции основывают на регулировании скрещивания и жесткой селекции. Гальтоп писал, что, если бы двадцатая доля средств и труда, которые тратятся на улучшение пород лошадей и собак, была затрачена на улучшение человеческой расы, можно было бы создать целую галактику гениев.

Многие буржуазные ученые считают, что, поскольку уже возможен контроль разведения животных, следующим логическим шагом явится подобный контроль над человеком (как биологически очень молодой вид, он несет в своей наследственности много генов животных). Попытки перенести на человека принципы искусственной селекции, применяемые в животноводстве, безусловно, реакционны.

Мысль о необходимости улучшения породы человека регулированием размножения и отбора настойчиво проводил американский генетик Г. Дж. Меллер. Для улучшения популяции мира он считал совершенно необходимым осеменение женщин спермой отдельных выдающихся мужчин. Тем самым проповедовался зародышевый отбор.

Евгеника ставит задачу активного изменения и переделки генетической информации человека в соответствии с заданным идеалом. В зависимости от социальных позиций ученых одни из них проповедуют создание рас господ и рабов, другие - людей с интеллектом ученых, третьи указывают на необходимость нравственного совершенствования всего человечества.

Однако мы знаем, что при рождении люди биологически неодинаковы. Их мозговые структуры не появляются готовыми. Для полноценного фунционирования мозга необходимы нормальные нейродинамические процессы. Личность, способности человека формируются в процессе жизни. Сознание приобретается только при наличии общественной практики. Врожденные черты человека - это предпосылка для его социального развития, они оказывают влияние на характер, темперамент, особенности поведения.

Наследственность играет большую, но не исключительную роль в определении психических, в том числе и умственных, способностей человека. На его психические особенности и поведение сильное влияние оказывает окружающая среда и социальные условия. Людей, родившихся с выдающимися духовными потенциями, всегда намного больше, чем тех, которым эти потенции удалось реализовать. В классово антагонистических обществах таланты из народа, как правило, не могли полностью раскрыться.

В наши дни появляются приверженцы «благородной человеческой формы евгенизма». Они считают, что на добровольной основе постепенным изменением генофонда человечества можно якобы достичь выведения нового человека. Но все это выглядит утопией, как представления - еще со времени Платона - об идеальной республике. Современные авторы говорят о демократической евгенической республике, в которой улучшается вся масса человечества, либо об элитном подходе, основанном на улучшении наследственности только у избранных, которые будут управлять «генетическими рабами».

В США на деле предпринимали попытку создания избранной расы. Для эксперимента отобрали 2% молодых, крепких здоровьем американок, превосходящих по умственным способностям остальных женщин (в семьях у них не было генетических отклонений). Отобранные женщины согласились стать с помощью искусственного осеменения матерями «сверхдетей». Отцами были только специалисты в области точных наук.

Наряду с безнравственностью стремления создать «высшую» расу этот эксперимент - абсурд с научной точки зрения. В самом деле, никаких сведений о положительном исходе опыта получения одаренных детей так и не поступило. Паука еще не располагает знаниями о наследственных предпосылках человеческой личности. Общеизвестно, что в семьях признанно талантливых людей в большинстве случаев рождались посредственные дети, с другой стороны, много выдающихся личностей вышло из простых семей.

Вооруженные знаниями молекулярной биологии, современные евгеники по-новому ставят вопросы переделки природы человека. На смену зоотехническим методам работы с массой людей на протяжении нескольких поколений приходят геноинженерные приемы вмешательства в наследственную информацию. Объектом исследований становится генотип отдельного человека. Беспредельны планы новой евгеники. В то время как раньше ученые стремились комбинировать имеющийся в человеческой популяции запас генов, сейчас появилась возможность создавать искусственно новые гены и тем самым сделать реальной попытку улучшить свойства человека. Но и здесь остается неразрешимой главная проблема - какие именно свойства считать лучшими и кто это будет определять.

Особо радужные надежды возлагают приверженцы евгеники на возможность производить огромное количество копий гения с помощью клонирования. В опытах на лягушках и мышах удалось перенести ядра из одной клетки в другую и заставить новые клетки размножаться. Более того, успешными были эксперименты по пересадке ядер из соматических клеток в яйцеклетки - получены полноценные организмы. Таким образом, из яйцеклетки любой женщины можно удалить ядро и пересадить в нее ядро из соматической клетки выдающейся личности. Яйцеклетку с пересаженным ядром трансплантируют женщине-донору и получают ребенка с генотипом, идентичным генотипу избранного человека.

Несмотря на кажущуюся простоту эксперимента технически выполнить его довольно трудно и никому еще не удавалось получить удовлетворительные результаты. Можно предположить, что препятствия со временем будут преодолены и «копии» нужного человека получены. И все же генетические копии никогда не будут соответствовать исходному человеку: каждая личность - результат сложных взаимодействий наследственности с окружающей средой в определенный период времени, а это повторить невозможно.

Допустим, в будущем окажется довольно легко создать линии различных клонов людей, которые будут свободно вступать в брак для образования новой популяции. Но в таком случае общий генофонд человечества значительно обеднится. Каждый человек уникален, он несет особый состав генов с характерным только для него их сочетанием и является частью гигантского резерва наследственности человечества. Личность играет определенную роль в истории, но сама по себе ничего не решает в общественном развитии. Она лишь выражает потребности людей на данном уровне науки и культуры. Это не умаляет значения гения, но он не может заменить труд тысяч ученых, и его идеи воплощаются в жизнь усилиями огромных коллективов.

Всякое вмешательство в наследственность человека не только несет в себе безнравственное начало, но и наносит биологический вред уникальному виду на Земле. Только изменение социальных условий позволит более полно реализовать потенциальные возможности человека, раскрыть его духовные и физические способности.

Высокоодаренные люди составляют бесценное богатство общества, играя важнейшую роль в его прогрессе, и вопрос о возможности их выявления, изучении условий воспитания и образования не может не привлекать внимания ученых. Все это требует дальнейших углубленных исследований и по генетике человека с применением новейших методов и достижений молекулярной генетики.